Главная страница | Новости | Библиотека | Бланки | Файлы | Форум | На заметку  | Ссылки | Связь

                           Комментарий к Федеральному закону от 05.08.2000 N 118 "О введении в действие части 2 НК и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах"

Как показывает практика, лето, традиционно являющееся периодом массовых отпусков, также традиционно преподносит налогоплательщикам многочисленные сюрпризы в виде изменений и дополнений налогового законодательства. Это лето не стало исключением, поскольку именно летом наконец - то была принята вторая часть Налогового кодекса РФ, которая вступит в силу с 1 января 2001 года. 
Порядок введения в действие части второй НК РФ устанавливается Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ), который также вступает в силу с 1 января 2001 года (ст.34 Закона N 118-ФЗ). На страницах нашего журнала Вы найдете подробный комментарий ко всем главам части второй НК РФ. Однако, и сам Закон N 118-ФЗ представляет достаточно большой интерес для налогоплательщиков, поскольку вносит достаточно радикальные изменения в налоговое законодательство РФ. Ниже мы остановимся на ключевых моментах, которые затрагивают практически всех налогоплательщиков. 


1. Налоги в дорожные фонды 

Наиболее радикальные изменения Закон N 118-ФЗ вносит в Закон РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ". 
Так, статьей 4 Закона N 118-ФЗ предусматривается с 1 января 2001 года отмена двух налогов, поступающих в дорожные фонды, - налога на реализацию ГСМ и налога на приобретение автотранспортных средств. Что касается налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, то эти налоги также будут отменены, но только через два года (с 1 января 2003 года - ст.5 Закона N 118-ФЗ). 
А пока статьей 4 Закона N 118-ФЗ предусмотрено снижение с 1 января 2001 года ставки налога на пользователей автомобильных дорог в 2,5 раза. Начиная с Нового года налогоплательщики будут уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог по ставке в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности. При этом вся сумма налога будет полностью зачисляться в территориальные дорожные фонды (бюджеты субъектов РФ). 
Кроме того, ст.4 Закона N 118-ФЗ вносит довольно существенные изменения в полномочия субъектов РФ в части изменения ставок налогов, поступающих в дорожные фонды. Начиная с 1 января 2001 года субъекты РФ лишаются права изменять (увеличивать) установленную законом ставку налога на пользователей автодорог. В то же время в отношении налога с владельцев транспортных средств, наоборот, полномочия субъектов РФ расширены. Начиная с 1 января 2001 года субъектам РФ предоставляется право не только увеличивать ставки, установленные в ст.6 Закона "О дорожных фондах в РФ", но и уменьшать эти ставки. 


2. Налог на отдельные виды транспортных средств 

С 1 января 2001 года отменяется налог на отдельные виды транспортных средств, который был введен в прошлом году Федеральным законом от 08.07.99 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" (ст.2 Закона N 118-ФЗ). 


3. Налог на прибыль 

На фоне общего снижения налогового бремени изменения, вносимые в Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривают увеличение налоговой ставки. Статьей 8 Закона N 118-ФЗ представительным органам местного самоуправления предоставлено право начиная с 1 января 2001 года устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в местные бюджеты, в размере до 5 процентов. В Москве и Санкт - Петербурге соответствующее решение об увеличении ставки налога на прибыль (максимум на 5 процентов) принимается законодательными органами указанных субъектов РФ. 
Кроме того, статья 8 Закона N 118-ФЗ значительно расширяет полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления в части предоставления ими дополнительных льгот по налогу на прибыль. Новой редакцией п.9 ст.6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которая будет применяться к отношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года, законодательным (представительным) органам субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты. 
Напомним, что в соответствии с действующей на сегодня редакцией п.9 ст.6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которая вступила в силу с 1 апреля 1999 года (см. Федеральный закон от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"), органы государственной власти субъекта РФ могут предоставлять льготы по налогу на прибыль исключительно в порядке, предусмотренном частью первой НК РФ. А поскольку часть первая НК не содержит нормы, закрепляющей за субъектами РФ право вводить дополнительные льготы по налогам, то начиная с 1 апреля 1999 года органы государственной власти субъектов РФ фактически были лишены права устанавливать дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налогов, направляемых в их бюджеты (см. Письмо МНС РФ от 18.05.2000 N ВГ-6-02/381@ "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов РФ"). 


4. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (налог на содержание ЖКХ) 


Пунктом 2 ст.7 Закона N 118-ФЗ предусматривается отмена с 1 января 2001 года налога на содержание ЖКХ (подп."ч" п.1 ст.21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", устанавливающий этот налог, утрачивает свою силу с 1 января 2001 года). 


5. Взносы в государственные внебюджетные фонды 

С 1 января 2001 года взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) будут уплачиваться налогоплательщиками в составе единого социального налога (взноса) в порядке, предусмотренном главой 24 части второй НК РФ. При этом контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов будет осуществляться налоговыми органами (ст.9 Закона N 118-ФЗ). Подробный комментарий к главе 24 части второй НК РФ Вы найдете в одном из ближайших номеров нашего журнала. 
Что касается взносов в Государственный фонд занятости населения (ГФЗ РФ), то начиная с 1 января 2001 года предприятия взносы в этот фонд не уплачивают. 
Недоимки, пени и штрафы по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ, ГФЗ РФ и ФОМС), образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года, будут взыскиваться налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ. 
Суммы излишне уплаченных взносов по состоянию на 1 января 2001 года будут зачитываться в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возвращаться налогоплательщикам в порядке, установленном НК РФ. 
Отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до 1 января 2001 года ПФР, ФСС РФ, ГФЗ РФ и ФОМС, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные внебюджетные фонды, принятые до 1 января 2001 года, будут применяться после 1 января 2001 в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. Нарушение налогоплательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) после 1 января 2001 года влечет за собой принятие органами государственных внебюджетных фондов решения об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней (основанием для принятия такого решения служит представление налоговых органов) (ст.21 Закона N 118-ФЗ). 
Статья 30 Закона N 118-ФЗ устанавливает порядок применения ответственности за нарушения законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2001 года. 


6. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 

Статьей 11 Закона N 118-ФЗ установлено, что взносы на обязательное страхование от несчастных случаев в состав единого социального налога не включаются, а продолжают уплачиваться в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". 


Т. Крутякова


Главная страница | Новости | Библиотека | Бланки | Файлы | Форум | На заметку  | Ссылки | Связь

Сайт управляется системой uCoz