Главная страница | Новости | Библиотека | Бланки | Файлы | Форум | На заметку  | Ссылки | Связь

Проблемы освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость

Олег Морозов,
главный редактор журнала “Бизнес Практика”

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика является абсолютно новой нормой в российском налоговом праве. Формально такое освобождение отвечает признакам льготы, установленным статьей 56 части первой Налогового кодекса. Однако в отличие от налоговых льгот, это право требует периодического подтверждения.

Действительно, льготой по налогам признается предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

На практике это скорее всего обернется большим количеством недоразумений с налоговыми органами. К тому имеется много предпосылок.

Во-первых, положения самой статьи 145 не очень четко сформулированы.

Во-вторых, данный механизм никогда ранее не использовался, что, вероятно, побудит желание налоговых органов на местах по-своему трактовать отдельные положения названной статьи.

В-третьих, освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость для многих предприятий станет не льготой, а проблемой.

В связи с особой сложностью рассматриваемого вопроса, предлагаю изучить статью 145 в разрезе следующих тем:

Предмет освобождения

Согласно пункта 3 статьи 145 в старой редакции освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Таким образом из трех основных составляющих налоговой базы предметом освобождения является только реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Следовательно, получившие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика не уплачивают налог на добавленную стоимость только с обязанностей, возникающих при реализации товаров (работ, услуг), и уплачивают налог на добавленную стоимость при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд и выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Напрашивается вывод о том, что в качестве критерия для освобождения от обязанностей налогоплательщика используется все три основных составляющих налоговой базы, но предметом освобождения является только одна из ее составляющих – реализация товаров (работ, услуг) в том значении, которое придается реализации в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса.

Кто имеет право на освобождение?

Правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость имеют организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют относительно небольшую налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

До внесения поправок освобождение не распространялось на налогоплательщиков, которые признавались плательщиками акцизов в соответствии с главой 22 “Акцизы”. В частности, это распространялось на участников договора простого товарищества, поскольку статьей 180 НК РФ установлены особенности определения налогоплательщика акцизов в рамках договора простого товарищества. В связи с принятием поправок, освобождение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и минеральное сырье. То есть освобождение не распространяется не только на плательщиков акцизов, но и на лиц, реализующих подакцизные товары и минеральное сырье, но не распространяется на реализацию этих товаров и минерального сырья в рамках договора простого товарищества.

В отношении налога на добавленную стоимость, взимаемого в качестве таможенного платежа, освобождение не предусмотрено, о чем прямо сказано в пункте 3 статьи 145.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика. Налоговые органы не вправе требовать обязательного получения права на освобождение. В отличие от нормы, предусмотренной статьей 56, когда налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, освобождение производится на срок, равный двенадцати календарным месяцам.

Основание для освобождения

Основанием для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика является условие, согласно которому за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж не должна превысить в совокупности один миллион рублей.

Как видно из сравнения текста первого пункта статьи 145 до внесения поправок в качестве критерия принимался размер налоговой базы по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146. Указанными объектами налогообложения являются:

Перечисленные объекты налогообложения в дальнейшем будем называть основными составляющими налоговой базы.

Сумма налоговых баз в течение трех последовательных налоговых периодов без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не должна превысить 1 миллиона рублей. Поскольку до внесения поправок во вторую часть Налогового кодекса, налоговым периодом являлся месяц, то имеется в виду сумма налоговых баз за три календарных месяца, предшествовавших периоду освобождения.

В дальнейшем законодатель определил в статье 163 части второй Налогового кодекса два различных налоговых периода для двух различных категорий налогоплательщиков, что заставило изменить формулировку статьи 145. И вместо трех налоговых периодов получилось три календарных месяца.

Проблема 1

Из-за нерасторопности Государственной думы, поправки ко второй части Налогового кодекса не были опубликованы до 01.12.00. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса “акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу”.

Следовательно, с 01.01.01 часть вторая Налогового кодекса начинает действовать без поправок и только начиная с 01.02.01 вступают в силу поправки, внесенные Федеральным Законом от 29.12.00 №166-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. А это означает, что для освобождения от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145, необходимо будет определять налоговую базу по правилам, изложенным в статье 145 до внесения поправок. В связи с эти возникают значительные трудности и связаны они с тем, что налоговая база больше чем объекты налогообложения.

Из сравнения статьи 146 “Объект налогообложения” и статьи 153 “Налоговая база” следует, что помимо трех основных составляющих налоговой базы налогом на добавленную стоимость облагаются также средства, получение которых связано с расчетами по договору поставки; проценты по векселям; санкции, полученные по гражданско-правовым договорам и другие составляющие, связанные с особенностями определения налоговой базы. Эти составляющие налоговой базы не являются объектами налогообложения, но участвуют при формировании налоговой базы.

Однако для целей освобождения эти составляющие не должны учитываться при исчислении налоговой базы, дающей право на освобождение. Таким образом, для целей освобождения формируется отдельный показатель: сумма налоговых баз за три предшествующих налоговых периода, исчисленная по трем основным составляющим налоговой базы (напомним: подпункты 1-3 пункта 1 статьи 146).

Проблема 2

В соответствии со статьей 31 Вводного закона (от 05.08.00 №118-ФЗ) #G0Часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Из этого следует буквально следующий вывод. Поскольку Законом Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” предусмотрен различный налоговый период для двух различных категорий плательщиков этого налога, то в результате применения норм статьи 145 налоговая база для целей освобождения будет рассчитываться, исходя из различных сроков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” налоговый период для предприятий, отнесенных к малым предприятиям, составляет квартал, а для всех остальных – месяц. Следовательно, при исчислении налоговой базы для целей освобождения в январе 2001 года малые предприятия обязаны исчислять ее за девять предшествующих месяцев, а все остальные – только за три месяца.

Согласно статьи 3 Федерального Закона от 14.06.95 №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” критериями отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства являются структура уставного капитала и средняя численность работников. Такие показатели, как выручка или иные, связанные с порядком формирования налоговой базы по каким либо налогам, включая налог на добавленную стоимость, не имеют отношения к статусу малого предприятия.

Глава 21 части второй Налогового кодекса “Налог на добавленную стоимость” никак не связывает условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика со статусом малого предприятия. Следовательно, ставит малые предприятия в неравные условия по сравнению с другими организациями.

С другой стороны, предприятия, которые по критериям численности либо по структуре уставного капитала не являлись субъектами малого предпринимательства, то есть уплачивали налог на добавленную стоимость ежемесячно, окажутся в более выгодных условиях, поскольку будут исчислять налоговую базу в целях освобождения только за предшествующих три последовательных месяца.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, то они ранее не являлись плательщиками налога на добавленную стоимость, поэтому определить для них предшествующие три налоговых периода невозможно. В любом случае, сколько бы эти периоды не составляли, налоговая база в целях освобождения для них равна нулю.

Проблема 3

Порядок исчисления налоговой базы в целях освобождения за периоды, предшествовавшие 01.01.01, то есть до момента введения части второй Налогового кодекса, определяется Законом Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”. Это означает, что организации, желающие подать заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в январе 2001, исчисляют налоговую базу на основании деклараций по налогу на добавленную стоимость, поданных ими за предшествующие три последовательных налоговых периода.

Индивидуальные предприниматели, которые до введения части второй Налогового кодекса, плательщиками налога на добавленную стоимость не являлись, автоматически получают освобождение, если подадут такое заявление, поскольку налоговая база у них равна нулю.

Но после введения поправок, то есть с 01.02.01 вдруг окажется, что выручка, получаемая этими предпринимателями не соответствует новым, изменившимся условиям освобождения, и фактически поставит перед этими предпринимателями проблему ограничения объемов реализации.

Условия освобождения

Учитывая указанные выше проблемы, организациям и индивидуальным предпринимателям, рассматривающим вопрос о получении освобождения, необходимо помнить, что выполнять требования, которые являются основанием для освобождения, необходимо в течение всего срока получения освобождения, то есть в течение года.

Однако из анализа норм статьи 145 неясно, как будет реализован механизм контроля за соблюдением условий освобождения. Рассмотрим два варианта практического применения нормы, изложенной в пункте 4 статьи 145: по старому и по новому.

По старому (механизм контроля на основании пункта 4 статьи 145 до внесения поправок).

Исходя из формулировки прежнего варианта пункта 4 статьи 145 следует, что обязательным условием является подтверждение соответствия суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям, перечисленным в пунктах 1-3 статьи 145.

Во-первых, куда-то подевалась налоговая база, а вместо нее критерием уже является выручка от реализации товаров (работ, услуг). Такая чехарда с терминами уже не удивляет, но увы создает правовой парадокс, поскольку понятие выручки от реализации и налоговой базы не связаны никакой формулой.

Почему вдруг основанием для получения освобождения является налоговая база, а критерием для выполнения условий освобождения является выручка. Более того, в старом тексте пунктов 1-3 статьи 145 нигде не упоминается слово выручка, а тем более какое отношение к ней (выручке) имеют требования, относящиеся к налоговой базе.

Во-вторых, не ясно за какие именно три последовательных налоговых периода из двенадцати, в течение которых действует освобождение, должны выполняться эти требования. Исходя из семантического анализа второго предложения пункта 4 статьи 145 в старой редакции можно однозначно заключить, что указанное ограничение должно соблюдаться в течение любых трех последовательных месяцев из всего срока освобождения.

По новому (механизм контроля на основании пункта 4 статьи 145 после внесения поправок).

При рассмотрении нового текста пункта 4 статьи 145 необходимо учитывать, что и в статью 163 “Налоговый период” также внесены изменения. Согласно этим изменениям, для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Но, в соответствии с новым текстом пункта 4 статьи 145 механизм контроля над условием освобождения предполагает, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей.

Словосочетание “за каждые” означает, что механизм контроля использует в качестве условия освобождения выручку за:

Из десяти показателей только четыре соответствуют налоговому периоду для налогоплательщиков, пользующихся освобождением, а шесть нет. На практике это означает, что налоговый период продолжительностью в один квартал существует лишь формально. Фактически же налогоплательщикам, пользующихся освобождением, необходимо будет определять выручку ежемесячно, как и тем, кто не пользуется освобождением.

 

Нарушение условий освобождения

К сожалению или к необыкновенному счастью налогоплательщиков, законодатель в старой редакции пункта 6 статьи 145 не указал, какую сумму должна превысить сумма фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение периода освобождения.

Можно только предположить, что речь идет о критериях, обозначенных в пункте 4 статьи 145. В этом случае, согласно старой норме, содержащейся в пункте 6, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

Согласно новой редакции пункта 6 статьи 145 может получится так, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит установленное в пункте 4 статьи 145 ограничение.

Таким образом, в соответствии с пунктом 6 статьи 145, превышение указанного в нем ограничения квалифицируется как налоговое правонарушение. При этом отсутствует механизм, предоставляющий возможность в такой ситуации самостоятельно отказаться от применения освобождения. Лишение налогоплательщика права добросовестно исполнить возложенные на него обязанности, когда он знает о возможном нарушении с его стороны этих обязанностей, но не может их исправить в силу такого устройства норм закона, является обстоятельством непреодолимой силы.

Законодатель лишил налогоплательщика в данном случае элементарных гарантий, сделав его заложником предоставленной ему льготы. Единственным выходом из подобной ситуации является право воспользоваться порядком, изложенным в статье 81 части первой Налогового кодекса, согласно которого налогоплательщик, самостоятельно обнаруживший ошибку, исправивший ее и уплативший недостающую сумму налога и пени, освобождается от штрафа.

В новом тексте пункта 6 статьи 145 мы видим некоторое смягчение в ситуации, когда налогоплательщик в течение периода освобождения превысил ограничение, предусмотренное как условие освобождения. В таком случае, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение и до конца периода освобождения, налогоплательщик утрачивает право на освобождение и уплачивает налог на общих основаниях.

На наш взгляд законодатель превысил им же установленные меры ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 114 “Налоговые санкции” налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главой 16 части первой Налогового кодекса.

Каких либо других налоговых санкций первой частью Налогового кодекса не предусмотрено. Согласно статье 17 “Общие условия установления налогов и сборов” предусмотрены обязательные элементы налогообложения для каждого налога. Среди этих элементов нет налоговых санкций. И это не случайно. Установление меры ответственности для каждого налога в отдельности не предусмотрено.

Лишение налогоплательщика законного использования его прав, в том числе на льготы и освобождение от обязанностей налогоплательщика, является не чем иным, как попыткой установить меру ответственности, не предусмотренную основными принципами установления налогов.

Помимо этого пункт 6 статьи 145 в новой редакции противоречит пункту 1 той же статьи, поскольку пункт 6 лишает права на освобождение на срок, в течение которого в соответствии с пунктом 1 у налогоплательщика снова может возникнуть такое право. Налицо противоречие, которое в соответствии с пунктом 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса решается в пользу налогоплательщика.

Порядок освобождения

Организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20 числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Но поскольку указанная форма не утверждена, поскольку поправки к части второй Налогового кодекса не вступили в законную силу, данное заявление подается в произвольной форме.

В течение 10 дней, считая со дня представления документов, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 145, налоговые органы производят их проверку и выносят решение:

В соответствии со старым текстом пункта 5 статьи 145 решение об отказе не предусмотрено. На практике это вовсе не означает, что налоговые органы не вправе отказать в освобождении, но они также могут не выносить никакого решения в течение установленного срока.

Какие документы необходимо предоставить для получения освобождения, статья 145 конкретно не устанавливает. Это могут быть документы, которые сами налоговые органы могут запросить у налогоплательщика на основании статьи 93 “Истребование документов”. Таким образом, статья 145 фактически узаконила еще одну проверку по налогу на добавленную стоимость, не предусмотренную процедурой проведения налоговых проверок, установленных статьей 87 “Налоговые проверки”. Согласно абзаца третьего статьи 87 запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период.

Следовательно, если в январе 2001 года налоговая проведет в организации проверку по налогу на добавленную стоимость за период, включая октябрь – декабрь 2000 года, то формально после подачи вами заявления на получение освобождения, налоговые органы могут провести повторную (правда уже не выездную) проверку правильности исчисления налоговой базы за тот же период. А для малых предприятий это вообще грозит повторной проверкой за девять предыдущих месяцев. Кроме всего прочего налогоплательщику самому придется тащить эти документы в налоговую.

Таким образом, статья 145 является такой хитрой лазейкой для дополнительной вредности налогового инспектора.

В случае возникновения подобной ситуации, следует зафиксировать как сам перечень передаваемых документов, так и момент их передачи, поскольку отсчет времени для вынесения решения начинается именно с момента представления документов, а не с момента представления заявления.

Новогодний подарок

При использовании права на освобождение от обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость следует обратить внимание на норму, содержащуюся в пункте 5 статьи 168 части второй Налогового кодекса.

А в ней написано: “при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп “Без налога (НДС)”.

В связи с тем, что при использовании освобождения налог в счете-фактуре не выделяется, возникает закономерный вопрос: каким образом должен действовать налогоплательщик в январе, когда разрешения на освобождение от налогового органа не получено?

С одной стороны, статья 145 не запрещает подать заявление на освобождение до 01.01.01, но, с другой стороны, налоговая база за декабрь станет известна только после 01.01.01. Вот вам и новогодний подарок от тупых законодателей.

Получается замкнутый круг: подать заявление на освобождение до нового года могут разве что индивидуальные предприниматели по причине отсутствия у них налоговой базы в 2000 году. Организации вынуждены дождаться елочки, затем посчитать налоговую базу, затем подать заявление и ждать 10 дней до получения разрешения на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. В указанный период они не смогут выписывать счета-фактуры, поскольку до получения разрешения не обладают правом выделять или не выделять сумму налога на добавленную стоимость в первичных учетных документах и счетах-фактурах.

Мина: В описанной выше ситуации кто-то может, по неопытности, решит выписывать счета-фактуры до момента получения разрешения, выделяя в них сумму налога на добавленную стоимость. Вот этого от вас и ждут белые и пушистые налоговые инспекторы. В соответствии с пунктом 5 статьи 173 части второй Налогового Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

От чего освобождает статья 145?

Для того, чтобы понять что кроется за словами “освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика”, необходимо проанализировать нормы статьи 23 “Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)” с учетом требований главы 21 “Налог на добавленную стоимость”.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Приведенный перечень обязанностей содержит общие обязанности налогоплательщиков, а также обязанности, связанные с исчислением и уплатой конкретного налога. Дополнительный круг обязанностей налогоплательщика в отношении налога на добавленную стоимость установлен главой 21 “Налог на добавленную стоимость”.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость означает, что лица, освобожденные от этих обязанностей:

В статье 145 не идет речь о частичном или ограниченном освобождении от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Однако глава 21 “Налог на добавленную стоимость” содержит ряд противоречий этому утверждению.

Статья 145 вступает в противоречие с пунктом 5 статьи 168, где речь идет об обязанности налогоплательщиков при освобождении его в соответствии со статьей 145 составлять счета-фактуры без выделения в них налога на добавленную стоимость и делать соответствующую надпись “Без налога (НДС)”.

Данное недоразумение можно объяснить следующим образом. В пункте 5 статьи 168 речь идет о двух категориях лиц:

Далее речь идет о первичных документах, расчетных документах и счетах-фактурах, которые составляют эти две категории лиц. Так вот первая категория лиц составляет расчетные, платежные документы и счета-фактуры, а вторая категория лиц только расчетные и платежные документы. Объединив в одном предложении две разные категории лиц, законодатель не обозначил различие в их обязанностях.

Статья 145 вступает в противоречие с пунктом 5 статьи 174, в которой установлена обязанность представлять в налоговые органы декларации в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщикам, в том числе перечисленным в пункте 5 статьи 173. В этом пункте (п.5 ст.173) речь идет о налогоплательщиках, освобожденных от исполнения обязанностей в соответствии со статьей 145 НК РФ.

Указанное противоречие имеет под собой логичное объяснение.

В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 речь идет не просто о категории лиц, освобожденных от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145, а том случае, когда указанные освобожденные лица ошибочно выставляют покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога. Только в этом случае они обязаны составлять и представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, положение абзаца 3 пункта 3 приложения 3 к Приказу МНС РФ от 27.11.00 №БГ-3-03/407 противоречит статье 145 НК РФ. Это можно объяснить тем, что данный приказ готовился задолго до принятия поправок ко второй части Налогового кодекса, поэтому не учитывает изменения отдельных норм. Поскольку частичное освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в результате внесения поправок заменили на полное освобождение, то и обязанности представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость у лиц, пользующихся освобождением нет. Учитывая, что Министерство по налогам и сборам крайне редко признает собственные ошибки, можно предположить, что норма, содержащаяся в ведомственной инструкции, еще долго будет портить нервы налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей в соответствии со статьей 145.

 

audit-it.ru


Главная страница | Новости | Библиотека | Бланки | Файлы | Форум | На заметку  | Ссылки | Связь


Сайт управляется системой uCoz